В каких случаях обращаться к нейропсихологу

За помощью к нейропсихологу и другим специалистам, работающим в области детской нейропсихологии, обращаются родители, чьи дети испытывают трудности в обучении, которые не поддаются улучшению, несмотря на все усилия, и имеют проблемы в поведении. Одними из самых частых жалоб являются проблемы с речью (дизартрия, алалия, дислексия и т.д.). В последнее время все чаще стали обращаться с проблемами детского заикания, тиков, эмоционально-неустойчивого поведения, не меньше родителей беспокоят страхи и повышенная тревожность у детей. Кроме того, родители обращаются за помощью к нейропсихологу в связи с сомнениями, готов ли ребёнок к школе. Этот список можно дополнить беспокойством по поводу состояния нервной системы — «плачет, вялый, плохо спит». А также — «часто болеет, боится темноты», и т.д.   И все это, как правило,  начинает проявляться и усугубляться при поступлении в детский сад или школу, хотя до тех пор, «все было нормально».

Консультация нейропсихолога будет полезна любому ребенку, и особенно в тех случаях, если наблюдались или до сих пор наблюдаются следующие сложности: 

  • нарушения течения беременности (например, токсикоз, угроза прерывания, отеки, анемия, мало- или многоводие),
  • нарушения течения родов (роды до 39 или после 40 недели, вес ребенка менее 3000 гр, стимуляция родовой деятельности, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение, обвитие пуповиной, асфиксия или гипоксия);
  • раннее или позднее развитие ребенка до года;
  • нарушение сроков прорезывания или смены зубов;
  • ранний (до 5-ти лет) отказ от дневного сна, нарушение засыпания или беспокойный сон,
  • гипо- или гипертонус;
  • во время двигательного развития до одного года запаздывал или опережал нормативные показатели;
  • мало ползал или не ползал совсем;
  • ходил на цыпочках, поздно начал говорить и (или) ходить;
  • имел травмы головы, получал общий наркоз;
  • послеродовая желтуха, инфекционные заболевания, менингит. энцефалит;
  • часто болел до 3-х лет (особенно до года), принимал антибиотики;
  • нарушения речевого развития, нарушение звукопроизношения, длительные занятия с логопедом;
  • общая моторная неловкость, неуклюжесть, недостаточность мелкой моторики;
  • укачивание в транспорте, метеозависимость, нарушение равновесия и координации;
  • быстрая утомляемость или возбудимость ребенка;
  • тики, энурез, энкопрез;
  • повышенная потливость рук и ног;
  • частые «простуды», отиты и соматические заболевания (аллергия, дерматиты, бронхиальная астма, головные боли, проблемы желудочно-кишечного тракта),
  • имеет в анамнезе такие диагнозы как ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР, ОНР, РДА (РАС), алалия, дизартрия и др.;
  • острые страхи (кроме возрастных страхов),
  • резкие перепады настроения, бурные эмоциональные реакции;
  • сложности школьной адаптации, трудности в общении со сверстниками;
  • трудности в обучении: чтение (дислексия), письмо (дисграфия, дизорфография), счетные операции (дискалькулия);
  • плохой почерк («как курица лапой»), грязь в тетрадях;
  • при письме вылезает за поля тетради, не может держаться в строке или клетке;
  • при чтении «проглатывает» окончания, «угадывает» слова;
  • пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально;
  • имеет место обилие сочетательных движений, например, при рисовании происходит неосознаваемое перенапряжение множества «лишних» мышц (кусает губы, шевелит языком, поднимает плечи) и др.;
  • пишет или рисует левой рукой;
  • не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь;
  • имеет проблемы с памятью, запоминанием стихов, песен и другой информации;
  • не может описать картинку, скопировать рисунок, пересказать рассказ;
  • случаи «выпадения» из действительности («ребенок как будто Вас не слышит"); «глупые» ошибки «по невнимательности»,
  • неровная учеба (то 5, то 2);
  • уроки делаются до позднего вечера;
  • трудности усвоения понятий «право-лево», «верх-низ», «за-перед» и т.д. (особенно после 6-ти лет),
  • отвлекается, не слушает объяснения или инструкцию, не понимает ее;
  • неусидчивость, невнимательность;
  • неумение организовать свою деятельность, ребенок рассеян, не доводит дело до конца;
  • медлительность, не успевает за темпом класса (группы);
  • излишняя активность, импульсивность,
  • вспыльчивость, раздражительность;
  • склонность к риску, повышенный травматизм и т.д.

Большая часть перечисленных проблем связана с недостаточной сформированностью определенных зон головного мозга, и связанные с работой этих зон психические функции также оказываются развитыми не в полной мере. Нейропсихологическая диагностика дает возможность установить, с какими зонами мозга возникли проблемы, а нейропсихологическая коррекция помогает развить их и связанные с ними высшие психические функции.

А ещё с какими детьми работает нейропсихолог читайте здесь.