Еще о мозжечке

Для того, чтобы человек (и ребенок, и взрослый) мог мыслить и действовать, его мозг должен постоянно обрабатывать информацию о состоянии тела и состоянии окружающего пространства. Эта информация попадает в мозг с помощью органов чувств (сенсорных систем). Затем первичная обработка данной информации осуществляется базальными ганглиями, которые передают моторным зонам коры информацию, необходимую для планирования движений. Задача мозга — объединить и проанализировать эту информацию, отделяя важное от второстепенного. За это отвечает мозжечок.

Мозжечок, или «малый мозг»,– это отдел головного мозга, относящийся к заднему мозгу. Мозжечок состоит из древнего отдела - червя и филогенетически нового (т.е. эволюционно более позднего) – двух полушарий, охватывающих ствол головного мозга. В мозжечке человека находится огромное количество нервных клеток – нейронов (нервных клеток), чем во всех остальных отделах мозга (более 50%). Когда ребенок только-только родился, его мозжечок имеет массу всего 20г (около 5% от массы тела). Но за первые 5 месяцев жизни его масса вырастает в 3 раза, к 9 месяцам – уже в 4. 

Почему же этот участок мозга растет так интенсивно? Дело в том, что в первые полтора-два года жизни идет активное сенсомоторное развитие: именно в это время маленький человечек учится дифференцировать и координировать движения. Далее мозжечок растет уже медленнее, и возрасте 15 лет перестает расти. Масса мозжечка у взрослого человека 120-150 г.

На протяжении многих лет ученые считали, что мозжечок регулирует исключительно равновесие, статику и координацию движений. Однако за последние десятилетия роль мозжечка  пересмотрена: накоплен материал о связи патологии мозжечка с такими заболеваниями как аутизм, шизофрения, сенильная деменция... Многие исследователи теперь считают, что мозжечок - это ключ к обучению буквально всему. В том числе к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию.

Оказывается, мозжечок связан со всем структурами нервной системы многочисленными проводящими путями: со стволом головного мозга, с корой больших полушарий мозга, таламусом и спинным мозгом.

Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, он связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. Кроме того, существует «обратная связь» от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия. Ещё мозжечок играет очень важную роль в регулировании вегетативных функций организма человека.

Мозжечок - это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает всю поступающую к нему информацию, на основе которой проводит коррекцию движений и поведения, и в целом определяет скорость работы всего мозга.

Поражения или нарушения мозжечка и базальных ганглиев приводят в первую очередь к нарушениям равновесия (у людей это проявляется головокружением, тошнотой и рвотой), а также являются причиной развития тремора; нарушений мышечного тонуса; проблем с координацией, плавностью и точностью движений. Могут возникать расстройства речи в виде скандированности, разорванности на слоги (так называемая мозжечковая дизартрия), расстановка ударений в словах больше ритмическая, нежели смысловая, произвольные движения и речь замедлены, теряется плавность движений рук и ног, происходят изменения почерка в виде мегалографии, глазодвигательные расстройства (нистагм).

Кроме того, это приводит к возникновению:

  • мозжечковой атаксии (последствия инсульта, черепно-мозговой травмы);
  • болезни Паркинсона (паркинсонизма);
  • гиперкинезов (хорея, атетоз, тики и др.);
  • дистонии;
  • астении и др.

Что касается детей, то современные ученые считают, что именно функционирование мозжечка определяет успешность ребенка в обучении. Кроме того, в результате последних исследований обнаружилось, что у большинства детей с речевыми и поведенческими проблемами функции мозжечка и базальных ганглиев нарушены. Раньше педагоги не уделяли внимания мозжечку и его функциям. Ребенок неуклюжий, его укачивает в машине, он не любит мыть голову или не дает подстригать ногти и т.д. – долго считалось, что все это не имеет никакого отношения к речи и интеллектуальному развитию. Ученые установили, что у многих детей с нарушениями развития эта система работает неправильно. Поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся писать и читать.

Однако, функции мозжечка и базальных ганглиев можно тренировать. Этого мы достигаем с помощью мозжечковой стимуляции.

Как мы уже говорили, в основу программы мозжечковой стимуляции положены упражнения на балансировочной доске доктора Бильгоу. В процессе физических упражнений под руководством инструктора пациент (взрослый или ребенок) учится осознавать границы своего тела и управлять своими движениями. Благодаря данной методике, улучшается координация, нормализуется мышечный тонус, восстанавливается плавность и точность движений.

Важный элемент занятия — переход от выполнения упражнений на основе подражания или физической помощи к выполнению упражнений по словесной инструкции. Во время занятий у ребенка развивается (а у взрослых пациентов – восстанавливается) моторное планирование — способность продумывать последовательность своих действий. Это необходимо для освоения любых новых навыков.

Поэтому занятия по мозжечковой стимуляции рекомендуются:

детям с нарушениями координации движений, нарушениями внимания, гиперактивностью, расстройствами аутистического спектра, нарушениями устной и письменной речи, проблемами с овладением школьными навыками;
 взрослым для восстановления после перенесенных черепно-мозговых травм, инсультов, оперативных вмешательств, а также при различных патологиях мозжечка различного генеза (опухоли, дегенерации, гипоплазия, сосудистые изменения), включая болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, различные пороки развития;
 спортсменам (как профессионалам, так и любителям): бегунам, лыжникам и т.д., поскольку эти упражнения тренируют проприорецептивную чувствительность от мышц, суставов, связок - к коре головного мозга. Проприорецептивные проводящие пути, идущие к коре головного мозга и к мозжечку, обеспечивают спортсмену высокоразвитое мышечное чувство. При этом энергия на ненужные, лишние мелкие движения не расходуется впустую, более равномерно распределяется нагрузка на мышцы, что помогает точно скоординировать движение. Таким образом, эти упражнения снижают вероятность получения травм при небольших, но часто повторяющихся технических ошибках и повышают результативность тренировок и спортивных достижений.