Нарушения счета: дискалькулия и акалькулия

Нарушение счетных операций определяется терминами «акалькулия» и «дискалькулия». Однако, следует различать эти понятия, так как первое расстройство (акалькулия) является приобретенным (расстройства счета у больных с локальными поражениями мозга), тогда как второе (дискалькулия) обычно становится следствием нарушения развития определенных мозговых структур и проявляется невозможностью усваивать математические знания.

Акалькулия – утрата способности совершать арифметические действия, обусловленная поражением определенных отделов доминантного полушария головного мозга. При данном расстройстве больной не может решить элементарные математические задачи, складывать и вычитать числа, сравнивать их и т.д. 

Дискалькулия – это специфическое расстройство развития, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметики, проявляющееся, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте. О дискалькулии говорят в тех случаях, когда не имеют ввиду приобретенные нарушения счетных способностей. Данным термином обозначают нарушения в овладении счетными операциями у детей. При этом затруднения в овладении математикой могут возникнуть как у детей с сохранным психическим развитием, так и у детей с различными видами нарушений развития.

Большинство людей, страдающих акалькулией, как правило, владеют простым порядковым счетом, операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными количествами. Основными нарушениями при акалькулии являются: распад понятия о числе, нарушения в понимании разрядного строения числа, значения арифметических знаков, «выпадение» числа из сложной системы десятичного счисления.

Дискалькулия у детей представляет собой специфическое, сложное и стойкое нарушение в овладении счетными операциями, которое отрицательно влияет на школьную адаптацию ребенка, формирование его личности.

Безусловно, овладение счетной деятельностью занимает особое значение в жизни ребенка: первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления. При дискалькулии вырабатывается стойкое нарушение всей математической деятельности.

Частота встречаемости дискалькулий в школьной популяции составляет примерно 5%. При этом дискалькулия встречается одинаково часто как среди мальчиков, так и среди девочек.

К основным причинам возникновения дискалькулии относят органические повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичное недоразвитие мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде. Кроме того, среди «факторов риска» по дискалькулии выделяются: недоношенность, токсикоз первой и второй половины беременности, асфиксия во время родов, нарушение питания, нарушение раннего психомоторного развития, перенесенные инфекции, хронические болезни, соматическая ослабленность детей.

Дискалькулия является довольно сложным расстройством, а ее симптомы не ограничиваются исключительно нарушениями счета. Это расстройство может быть как изолированным, так и входить в структуру других нарушений школьных навыков. У ребенка с дискалькулией могут также наблюдаться нарушения письменной речи: дислексия (нарушение способности читать) и дисграфия (неспособность овладеть навыком письма).

Дискалькулия чаще всего наблюдается в синдроме различных нарушений психического развития у детей:

  • с органическими поражениями мозга (при эпилепсии, гидроцефалии, ДЦП и пр.);
  • с нарушениями зрения и слуха;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с ММД, СДВГ;
  • с ЗПР.

Стоит отметить, что если дискалькулия не связана с общей задержкой умственного развития ребенка, она не является признаком низкого интеллекта. У детей с этой патологией могут наблюдаться выдающиеся способности в других областях, например, в искусстве. Однако, дети с дискалькулией нуждаются в специальном обучении, которое должно проводится по аналогии с обучением детей, которые страдают от общепризнанных дислексии и дисграфии. Профилактика, ранняя диагностика и коррекция нарушений счетных операций у детей имеет большое значение, так как успешное овладение счетом и счетными операциями является одним из необходимых условий школьной успеваемости и социальной адаптации, поскольку у взрослого уже человека могут возникнуть совершенно «не связанные» с арифметикой проблемы:

  • ежедневные трудности с математическими расчётами (сложно рассчитать траты, дать сдачу, планировать бюджет и т.д.);
  • проблемы с ориентированием на местности (сложно следовать указателям, часто теряются, не понимают в какую сторону идти, в какой стороне находится тот или иной объект и т.д.);
  • сложности в измерении переменных (например, если нужно отмерить 500 г крупы, 250 мл воды, 1/3 кг муки…);
  • трудности с пониманием графиков, числовых таблиц, географических карт;
  • искажение понимания времени: трудно понять, который час (особенно при использовании наручных часов) и даже какой сейчас день, месяц или год;
  • сложности с запоминанием дат, номеров телефонов;
  • нарушение моторных способностей и пространственной ориентации: путают право/лево, верх/низ, вперед/назад, внутри/снаружи и др.
  • выглядят неуклюжими по сравнению с другими и чаще теряются; 
  • как правило, не ладят с видами спорта, требующими координации (например, езда на велосипеде), и с любыми командными видами спорта;
  • обычно плохо водят автомобиль, поскольку не могут рассчитывать скорость, расстояние, траекторию движения и др.

Обратитесь к специалисту, если у Вашего ребёнка возникли трудности:

понимания понятия числа и его разрядного строения;
 понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;
 понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля; 
 ошибки в устном обозначении чисел;
 ошибки при написании чисел (графическое изображение числа);
 перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых (особенно порядковых) рядов;
 выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);
 распознавания числовых знаков;
 сложности при сравнении чисел или количества предметов;
 соотнесения чисел в арифметическом действии;
 неспособность воспроизводить цепочки математических действий и непонимание их смысла;
 выполнение исключительно простейших математических действий при помощи ручного счета («на пальцах»);
 нарушено восприятие пространственных координат;
 трудности в оценке чисел имеющих цифру «ноль» в своем составе;
 сложности с абстрактным счетом времени и интуитивным вычислением пройденного расстояния;
 трудности заучивания таблицы умножения;
 непонимание и трудности в запоминании арифметических терминов;
 сложности решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий;
 раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;
 выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.
 
Также о коррекции дискалькулии можно прочитать здесь...