Формирование познавательной сферы ребенка начинается уже с первых дней жизни. В первую очередь малыш включается в домашнюю атмосферу, и здесь он получает огромное количество ощущений: он видит окружающих людей, его кормят, он испытывает различные прикосновения к телу, слышит голоса, различные звуки и т.д.
Развитие психических функций у ребенка – длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие – позже, т.е. развитие психики детей происходит неравномерно. При этом каждой психической функции соответствует свой сензитивный период, в котором она развивается наиболее интенсивно.
Например, становление двигательных функций наиболее интенсивно в 1,5-2 года. Ребенок в этом возрасте учится манипулировать предметами, "управляться" со своим телом. После 1,5-2 лет активизируется речевое развитие. У ребенка начинает накапливаться словарный запас, происходит освоение фразовой речи, наступает период бесконечных "зачем?" и "почему?".
И в эту общую для всех людей схему развития каждый ребенок вносит свои «коррективы»: у одного ребенка лучше по сравнению с другими детьми (и остальными его функциями) развит слух, у другого – зрительное восприятие или ориентировка в пространстве и т.д. Но иногда бывает так, что эта неравномерность развития выражена сильно, и тогда ребенок не может за счет своих сильных звеньев скомпенсировать слабые. В результате мы видим трудности в обучении и воспитании.
Когнитивные методы коррекции направлены на преодоление трудностей обучения, усвоения школьных знаний, развитие дефицитарных психологических процессов и формирование высших психических функций (по-другому высшие психические функции называются когнитивные или познавательные) и входящих в них компонентов.
Программа развития (когнитивная коррекция) направлена на коррекцию и развитие когнитивных функций (познавательных процессов) у детей дошкольного и школьного возраста: развитие различных типов восприятия, памяти, пространственных представлений, внимания, развитие мелкой моторики и формирование первичных графических навыков и др.
В основу программы положены представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (прежде всего — о трех функциональных блоках мозга А.Р. Лурия) и на учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации.
Эту программу можно рекомендовать детям в возрасте от 3 до 14 лет при нарушениях когнитивных (мыслительных) функций головного мозга, которые проявляются в трудностях с усвоением обучающих материалов и навыков, соответствующих возрасту ребенка. Кроме того, когнитивная коррекция рекомендуется и в случае других нарушений развития: невнимательность, несобранность, плохая память, трудности с выражением своих мыслей посредством речи, плохой почерк, рассеянность, дислексия, проблемы с математикой, дисграфия, ограниченный словарный запас и других трудностях.
Программа может использоваться как самостоятельная, а также как продолжение курса сенсомоторной коррекции.
Эта программа содержит игры и упражнения для формирования и коррекции различных компонентов когнитивной сферы и может в себя включать игры и упражнения, направленные на:
Когнитивная коррекционная (развивающая) программа разрабатывается по результатам нейропсихологической диагностики, при этом учитывая возраст, особенности развития, остроту проблем и особенности коррекционных задач.
Ждем вас на занятиях!
Нейропсихологическая диагностика
Нейропсихологическая коррекция
Мозжечковая стимуляция (Balametrics)
Взрослая нейропсихология