Общие вопросы по коррекции

Здесь мы приводим, на наш взгляд, важные положения и ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по программам нейропсихологической коррекции (развития).

 Что будет происходить на занятиях?

Выбор метода нейропсихологической коррекции, наполнение и структура занятия зависит от результатов нейропсихологической диагностики (выявленных слабых и сильных сторон). Дело в том, что нейропсихологическая коррекция зачастую ассоциируется исключительно с сенсомоторной (двигательной) коррекцией. Однако это далеко не так. Нейропсихологическая коррекция - это не только "ползание" и "дыхание"... В каждое занятие обязательно включаются игры и упражнения на развитие ВПФ (высших психических функций), а не только крупной и мелкой моторики и межполушарных связей.

 Должны ли родители присутствовать на занятиях?

Если программа нейрокоррекции построена на основе сенсомоторной коррекции (например, МЗО), то - да, присутствие родителей на занятиях необходимо. Как правило, родители присутствуют на занятиях 1 раз в неделю (или реже),- это зависит от степени усвоения программы ребенком. Исключения составляют случаи, когда присутствие родителей на занятии мешает проведению занятия. Это случаи, когда ребенок отвлекается на родителей (часто подбегает к ним), отказывается от выполнения упражнений и игр в присутсвии родителей и т.д. Однако такое поведение ребёнка - повод для обсуждения с родителями на индивидуальной консультации.

 Нам посоветовали сенсомоторную коррекцию. Психолог рекомендовала занятия без медикаментозных препаратов. Так ли это?

Да, бытует мнение, что при занятиях по МЗО медицинские препараты не нужны, однако...

Во-первых, препараты назначает врач и отменить их может только врач (вам же назначили их не просто так).

Во-вторых, медикаментозная терапия и психологическая коррекция свойствами "взаимозамены" не обладают, так что, на наш взгляд, их следует сочетать в разумных пределах. Мы просим родителей сообщать о начале приема (отмене) медицинских препаратов, чтобы по необходимости скорректировать занятия.

 Можно ли заниматься дома самим по методу сенсомоторной коррекции? Нам психолог посоветовала книги, где расписаны упражнения. Там всё просто и понятно.

Очень важный вопрос! Мы выскажем своё мнение по этому поводу.

Во-первых, МЗО (и любая сенсомоторная, психомоторная коррекция) относятся к телесноориентированным двигательным методам коррекции. Научиться методу МЗО (действительно научиться, а не просто "руками-ногами двигать") можно только на практике с теорией (иначе это просто а-ля ЛФК). Этот метод, которому обучаются "из рук в руки" (т.е. на практике надо отползать, чтобы всё прочувствовать на себе). Действительно, подобрать упражнения и оценить их доступность, степень усвоения и качество выполнения может только специалист.

Во-вторых, книги с расписанными занятиями (занятие 1, занятие 2,..., занятие N), рассчитаны на детей с небольшой патологией (даже патологией не назвать, скорее, с некоторыми пролемами в развитии), но никак не на детей с тяжелыми комплексными нарушениями, коих, надо сказать, сейчас в коррекции 90%. Работа с "тяжелыми" случаями ведется исключительно индивидуально и комплексно. 

В-третьих, данный метод показан при определенной патологии (и, соответственно, тогда он будет эффективен). Однако, в настоящее время у родителей нейропсихологическая коррекция ассоциируется только с двигательной, а это далеко не так. 

С какого возраста можно заниматься по методу сенсомоторной коррекции?

Это самый частый вопрос, который задают родители. Ответим на него цитатой автора метода замещающего онтогенеза (МЗО) Анны Владимировны Семенович из её книги "Введение в нейропсихологию детского возраста":  "И еще одно замечание, связанное с постоянно возникающими вопросами: "Когда и с какими детьми можно начинать работать по данному методу?" Ответ: "Дети (и не только дети) могут быть всех возрастов, начиная с 4-х лет, с любым типом онтогенеза: от "супернормы" до крайней "патологии". Вместе с тем, многие разделы метода можно применять и раньше в пассивном, адекватном возрасту варианте. Исключения составляют дети с повышенной эпиактивностью; точнее, эта технология применима, более того - эффективна в работе с ними. Но она не может тиражироваться повсеместно, поскольку требует постоянного, скрупулезного, сверхграмотного клинического сопровождения эпилептологом."

 До какого возраста можно заниматься коррекцией по МЗО. Многие говорят, что до 9-10 лет.

Коррекция предполагает воздействие на развивающуюся психику, т.е. примерно до 21 года (период, когда заканчивается созревание мозговых струтур). Всё, что после - это уже называется реабилитацией. Кроме того, существуют сензитивные периоды развития психики, которые никто ещё не отменял. 

 Имеются ли противопоказания для использования метода МЗО?

Нейропсихологическая коррекция не имеет серьезных противопоказаний и может применяться к детям (и взрослым) независимо от возраста и состояния здоровья. Однако, существуют определенные медицинские диагнозы, которые заслуживают особого внимания. Такими диагнозами, помимо эпи-активности и снижения порога судорожной готовности, являются, например, заболевания суставов, соединительной ткани, гипертензионный синдром, кардиологические и сосудистые проблемы, бронхиальная астма и заболевания ЛОР-органов, тяжелые офтальмологические нарушения.  Поэтому дорогие родители! Уделите тщательное внимание нейропсихологической диагностике: пожалуйста, "не забудьте" о существующих (или "бывших") диагнозах, - это очень важно! Поскольку на основании собранного анамнеза и исходного состояния ребенка (взрослого) будет разрабатываться индивидуальная коррекционная программа.

 Каковы результаты?

Основными результатами занятий являются:

  • формируется правильное восприятие пространства;
  • улучшается крупная и мелкая моторика (уходят проблемы с одеванием, неуклюжесть, проблемы с рисованием и письмом);
  • улучшается артикуляция и речь;
  • улучшается внимание и память;
  • улучшается мышление и творческие возможности;
  • повышается усидчивость;
  • повышается работоспособность;
  • уменьшается агрессивность, плаксивость, раздражительность, вспыльчивость;
  • повышается контроль за своим поведением;
  • развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение);
  • происходит развитие зрительно-вербальных и зрительно-пространственных функций;
  • формируется программирование действий (произвольность действий);
  • как следствие, повышаются возможности обучения;
  • улучшается общее состояние здоровья (простудные заболевания, аллергии, энурез, тики и др.), нормализуется сон, проходят симптомы "укачивания в транспорте" и другие.

Первые результаты у одних детей появляются уже после одного-двух месяцев занятий, а у других только через полгода в зависимости от изначального уровня развития психических функций и возраста ребенка. Максимальный эффект достигается спустя 7-9 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия. 

 Сколько потребуется занятий и сколько времени это займет?

Один минимальный курс (если мы говорим об МЗО), дающий заметный и продолжительный результат, составляет 20-25 занятий. В конце курса нейропсихолог обязательно проводит повторную нейропсихологическую диагностику для выявления полученных результатов и составляет прогноз на дальнейшее развитие ребенка и возможную или необходимую нейропсихологическую помощь (мы рекомендуем проводить нейропсихологическую диагностику и в середине курса для отслеживания динамики). Даются рекомендации родителям.

Общая длительность курса занятий сенсомоторной коррекции зависит от задач коррекционной работы, возраста и особенностей ребенка, и занимает от 7-8 до 12-16 месяцев при проведении занятий 1 или 2 раза в неделю с нейропсихологом и ежедневно дома с родителями. Если Вы не готовы заниматься дома (или делаете это нерегулярно), то и ждать тогда особого и тем более, быстрого, эффекта не стоит. Минимальное количество занятий с ребенком (при отсутствии проработки дома) - 3 раза в неделю (и это для ребенка с незначительными нарушениями, но никак не "особого"). 

На самом деле говорить о сроках и каком-то конкретном количестве занятий в случае нейропсихологической коррекции (психомоторной коррекции), по меньшей мере некорректно, а в большей - непрофессионально, поскольку количество занятий подбирается индивидуально и зависит не столько от диагноза, сколько от динамики.

 Сколько курсов коррекции необходимо ребенку?

На этот вопрос нет однозначного ответа: все достаточно индивидуально. Некоторым детям для решения проблем, с которыми они обратились к нейропсихологу, достаточно одного курса, а некоторым - и два, и три.
Необходимо сказать, что при сложных и тяжелых случаях патологии (сенсорная и моторная алалия, синдром Дауна, РАС, последствия перинатального и постнатального поражения ЦНС, синдром Аспергера, синдром Ретта и др.) устойчивые длительные результаты достигаются при прохождении нескольких курсов с перерывом 1-3 мес, иногда требуется 1-2 курса через два-три года при достижении следующего сензитивного возрастного периода.