Детский нейропсихолог в Ростове-на-Дону

Детский нейропсихолог – это специалист в области формирования мозговой организации психических процессов. Это специалист, чья работа с ребенком и его психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью), а также поведением строится на знании особенностей и закономерностей развития нервной системы в детском возрасте.

И именно этот специалист расскажет вам, в чем особенности мозговой деятельности вашего ребенка, как «работают» его психические функции, и как можно их развить. В частности, нейропсихолог поможет определить, какие зоны мозга развиты сильнее, а какие слабее вследствие различных факторов. Это необходимо, чтобы обеспечить гармоничное формирование мозга, и в дальнейшем избежать или снизить проблемы в обучении и поведении, улучшить состояние здоровья ребёнка в целом.

Нужно сказать, что нейропсихологи занимаются помощью в восстановлении функций мозга после травм, инсультов, оперативных вмешательств и других трудностей, возникающих у взрослых и детей (в том числе родовых травм) в силу ряда причин. А в нейропсихологии детского возраста разработаны также и специальные методы, направленные на помощь и стимуляцию развития в формировании слаженной, скоординированной деятельности различных мозговых структур.

Детский нейропсихолог проводит нейропсихологическую диагностику, разрабатывает индивидуальные программы для работы с детьми, проводит психокоррекционные занятия, помогает родителям определиться, с какого возраста лучше отдать ребёнка в школу, определяет уровень развития ребенка.

Чаще всего нейропсихолог работает с детьми от 4 до 12 лет (им уделяется центральное внимание). Однако у нас были случаи обращения и подростков в возрасте 14-16 лет.

В первую очередь, нейропсихолог работает с детьми, имеющими проблемы в обучении или какие-либо особенности в развитии, в поведении, такие, как:

  • рассеянность (отвлекаемость, несобранность); 
  • трудности в обучении;
  • задержка или нарушение речевого развития;
  • неусидчивость, повышенная двигательная активность, гиперактивность, импульсивность;
  • утомляемость, медлительность.

Кроме того, нейропсихолог работает с детьми, у которых выявлены нарушения развития или недостачная зрелость нервной системы по различным причинам.

Нейропсихолог может работать и с умственно-отсталыми детьми. У таких детей не происходит полного общего одинакового снижения всех психических функций, это снижение неравномерное. Нейропсихолог может выявить эту неравномерность и помочь учителям построить специализированное коррекционное обучение.

Еще с какими детьми работает нейропсихолог читайте здесь…

Первичной задачей нейропсихолога является проведение нейропсихологической диагностики: необходимо выявить дефект, его структуру и первопричину, на основе чего определить дефицитарные функции или даже зоны мозга.

В результате нейропсихологического обследования нейропсихолог делает заключение о состоянии высших психических функций ребенка: внимания, памяти, мышления, речи, восприятия. Именно эти процессы являются базовыми для успешного обучения ребенка в школе. Поэтому нейропсихологическая диагностика может применяться и с целью определения уровня готовности  к обучению в школе, и прогнозирования возможных трудностей.

Далее на основе диагностики с учетом индивидуальных особенностей ребенка нейропсихолог подбирает коррекционные упражнения, позволяющие развивать «отстающую» сферу головного мозга, которая отвечает за «запаздывающую» психическую функцию мозга. А в период школьного обучения нейропсихолог может оказать помощь в преодолении школьной неуспеваемости, если она не связана с пробелами в школьной программе, а зависит от рассеянности, отвлекаемости, неусидчивости, невнимательности ребенка.

Нейропсихолог оказывается незаменимым специалистом для детей с нарушениями двигательного развития, школьной неуспеваемостью, речевыми нарушениями, СДВГ, ЗПР, ЗРР, алалией, с нарушениями сенсорного восприятия...

Однако, следует помнить, что нейропсихолог — это не врач. Это психолог, обладающий специальными знаниями о психических функциях и их мозговой организации. Никакого медикаментозного вмешательства на занятиях не осуществляется, а имеющиеся трудности корректируются с помощью определенных приемов и упражнений. Также следует понимать принципиальную разницу между нейропсихологом и психологом: психолог работает с эмоционально-волевой сферой, эмоционально-личностными проблемами (отсутствие взаимопонимания со сверстниками, со взрослыми, страхи, проблемы с поведением и т.д.).

Немного о нейропсихологической реабилитации можно посмотреть здесь...