Нейропсихологическое сопровождение детей с эпилепсией

Эпилепсия - это одно из самых распространенных заболеваний головного мозга. Точнее это целая группа различных патологий головного мозга, главным проявлением которых являются повторяющиеся эпилептические приступы. По различным данным, примерно 0,5-1,2 % населения нашей планеты страдает эпилепсией.

У детей эпилепсия — одна из наиболее актуальных проблем, которая характеризуется высокой распространенностью (до 1% среди детской популяции), и приводит к значительным психическим расстройствам. В 75 % случаев эпилепсия дебютирует в детском и подростковом возрасте и относится к ведущему типу патологии в детской неврологии.

В детском возрасте отмечается несколько пиков заболеваемости эпилепсией. Как правило, первый пик приходится на младенчество и раннее детство, второй пик – на отрочество и подростковый период.

Наиболее частыми причинами возникновения эпилепсии в детском возрасте являются перинатальная патология и родовые травмы, врожденные пороки развития, метаболические нарушения и нарушения питания, некоторые инфекции, опухоли головного мозга и черепно-мозговые травмы. На характер нейропсихологических синдромов оказывают влияние локализация очага эпилептической активности, умственное развитие ребенка и степень тяжести течения заболевания.

Особенно серьезную угрозу это заболевание представляет в период развития и обучения детей, когда наступают характерные для эпилепсии явления органической деменции и эпилептические изменения личности, требующие точной диагностики и своевременной реабилитации. Необходимо понимать, что развитие детей, больных эпилепсией, протекает  в патологических условиях, в отличие от пациентов, которые уже сформировались к моменту начала заболевания. Это отражается, прежде всего, на развитии высших психических функций (ВПФ) ребенка, а также эмоционально-личностной сферы. Как следствие, у детей наблюдаются трудности, связанные с учебной деятельностью и социальной адаптацией. Эти дети входят в «группу риска» дальнейшего неблагополучного психического и интеллектуального развития.

Именно поэтому необходимо комплексное медико-психологическое сопровождение ребенка с применением методов медикаментозной терапии и направленной психологической коррекции.

Для полноценной реабилитации, а также для прогноза перспективы психического развития детей необходимо исследование тех изменений, которые возникают в психической сфере при разных формах и видах эпилепсии. И здесь нейропсихологический метод является наиболее информативным и «чувствительным» даже на ранних стадиях заболевания, так как при дебюте эпилептической болезни часто не наблюдается очаговых поражений головного мозга, диагностируемых при помощи аппаратных методов исследования (ЭЭГ, МРТ, КТ).

Наши специалисты проводят нейропсихологическую  диагностику, которая позволяет определить локализацию эпилептического очага у детей с разными формами эпилепсии и определить дефицитарность развития высших психических функций и степень их сформированности, а также дает возможность оценить эффективность проводимой  терапии и коррекции.

Далее на основании нейропсихологического обследования разрабатывается индивидуальная коррекционная программа с учетом характера выявленного нейропсихологического дефицита, обусловленного определенной локализацией очага эпиактивности, поскольку значимость проблемы определяет необходимость дополнительного включения в работу с такими детьми не только врачей, но и клинических психологов, педагогов, специалистов ЛФК и других.

Ещё об эпилепсии можно почитать здесь.

Будьте здоровы!